Заклон
Эта статья была в этом сезоне опубликована в американских журналах "Ski Racing Magazine" и в журнале "Professional Skier"
Выполнение чистых резаных поворотов слалома-гиганта - это то, к чему стремились спортсмены и тренеры в течение двух последних десятилетий. Общеизвестно, что для резания дуги поворота лыжник должен поставить лыжу на кант путем выполнения последовательности технических элементов, обычно называемой закантовкой. Также не секрет, что закантовка может быть выполнена как путем ангуляции колена и бедра, так и путем заклона тела. Тем не менее, что позволяет выполнить поворот гиганта наилучшим образом, было и остается не совсем понятным. Когда использовать перечисленные элементы, и в какой комбинации? Какая техника наиболее эффективна и, в конечном счете, создает наивысшую скорость? Я попытаюсь ответить на эти вопросы, фокусируясь на одном из ключевых элементов техники - заклоне тела.
Определение
Что такое заклон? Это отклонение тела лыжника от его вертикальной оси. Говоря простыми словами, это движение всего тела вперед и внутрь в направлении центра будущего поворота, как показано на рисунке 1.
Чем же заклон отличается от наклона всего тела (включая и верх корпуса) или просто "заваливания внутрь", что считается грубой технической ошибкой?
Граница между этими, по виду схожими движениями, весьма нечеткая и лишь один нюанс действительно создает значительное отличие. При заклоне спортсмен держит бедра и плечи выровненными (как показано красными линиями на рис1). Бедра остаются почти в одном плане с лыжами в начале поворота (направлены туда же, куда и носки лыж), и слегка "открываются" (разворачиваются) при пересечении линии падения склона, помогая поддерживать сцепление канта со
снегом.
Угол закантовки лыжи создаётся в основном за счет распрямлённой внешней ноги практически без ангуляции колена (минимальная ангуляция колена иногда используется, но не для создания угла закантовки, а лишь для его точного контроля). Даже незначительное запрокидывание плеч внутрь может вызвать перенос бoльшего веса на внутреннюю лыжу в начале поворота, что приведет к проскальзыванию. Несколько бoльший необходимого заклон, или выполнение его в слишком резкой манере приведет к падению внутрь поворота. Заклон, выполненный своевременно и чётко - это искусство, для мастерского овладения которым требуются годы. Чтобы понять, почему этот элемент появился и стал одной из важных составляющих современной техники гиганта, необходимо внимательно рассмотреть основы этой дисциплины.
Гигантский слалом на любом уровне имеет одну цель - скорость. Существует множество факторов, влияющих на среднюю скорость спортсмена на трассе. Многие спортсмены и тренеры задаются вопросом о том, что же производит наибольшую скорость. Я беру за основу весьма простой подход к спортивному катанию, рассматривая скорость спортсмена на трассе как результат взаимодействия двух ключевых факторов:
- траектории спуска и
- чистоты резания дуги поворотов
Можно задаться вопросом - как скорость зависит от этих двух факторов? Ответ прост: спортсмен, который может резать повороты наиболее чисто, удерживая при этом наиболее плотную траекторию по всей трассе, будет иметь наибольшую скорость. Поэтому все технические элементы гигантского слалома, включая и технику закантовки, должны быть направлены на достижение эффективной траектории спуска и чистого резания поворотов. Физика процесса тоже весьма проста - спортсмен, режущий повороты по самой плотной траектории, проводит свой центр масс по более прямому и короткому пути от старта до финиша. Хотя одно это дает существенный выигрыш во времени, есть и другие преимущества заклона. Для лучшего их понимания мы должны рассмотреть более подробно физику поворота.
Физика заклона.
Физика заклона наглядно проиллюстрирована на рисунке 2.
Рассмотрим следующую гипотетическую ситуацию:
Для создания угла закантовки g спортсмен "A" использует в основном ангуляцию колена, а спортсмен "B" создает такой же угол закантовки g путем заклона с выпрямленной внешней ногой. Не смотря на то, что углы закантовки равны, расстояния, на которые выводятся лыжи из-под центра масс, различны.
Очевидно, что Rb > Ra.
Теперь давайте рассмотрим эмпирическую формулу: I = MxV(R) (Эта эмпирическая формула была предложена профессором кафедры спортивной кинетики калифорнийского университета Джоржем Твардокенсом.)
Она обозначает следующее:
Импульс (энергия), которую лыжи получают в повороте, равна произведению момента инерции и скорости. Скорость движения лыж прямо пропорциональна радиусу (смещению). Иными словами, для заданной массы чем дальше части этой массы располагаются от оси вращения (поворота), тем больше будет энергия (импульс), создаваемая при вращении (повороте).
Этого весьма примитивного приближённого объяснения (не претендующего на научность) вполне достаточно для понимания необходимости применения заклона в повороте. Поэтому, основываясь на вышесказанном, спортсмен "B" на этом рисунке создаст больше энергии путем заклона и смещения лыж дальше из-под своего тела, чем спортсмен " A", достигающий меньшего смещения ангуляцией колена. В большинстве ситуаций при выполнении поворотов бoльший угол закантовки обеспечивает лучшую хватку кантов. Однако это верно лишь в определенных пределах. Для каждой скорости и радиуса поворота существует критический угол закантовки, после превышения которого лыжа уже не держит. Чрезмерная закантовка в начальной стадии поворота вызовет раннее "запирание канта" - глубокое врезание канта в снег под углом близким или превосходящим критический. Это всегда вызывает торможение. Правильно выполненный заклон позволяет спортсмену плавно и постепенно увеличивать угол закантовки в первой половине поворота без преждевременного запирания канта и замедления. Все перечисленные выше преимущества заклона вступают в игру только при правильном его исполнении.
Что же необходимо для эффективного заклона, и как он связан с другими элементами техники?
Отредактировано PROrider (26-12-2010 19:30:05)